Шрила Бхакти Прапанна Тиртха Махарадж - В ТЕКСТЕ


Шрила Бхакти Прапанна Тиртха Махарадж

Воспоминания Шрилы 
Бхакти Прапанна Тиртхи Махараджа

Войдя в комнату, я увидел, что Шрила Гуру Махарадж (так в Матхе называют Шрилу Б.Р.Шридхара Махараджа) подобен Бхагавану, Господу. Я почувствовал, что эта та самая личность, которую я искал. Я такой незначительный человек, а он вышел ко мне и сразу стал говорить Хари-катху.

Он расспрашивал меня о разных вещах. Он спросил, кто я такой, какова моя профессия. В то время я был студентом и изучал бенгальский язык и литературу. Я упомянул двух знаменитых бенгальских поэтов, среди которых был Р.Тагор. Но Шрила Шридхар Махарадж ответил, что Ведавьяса превосходит их, потому что его произведения относятся к духовному миру. Так произошла моя первая встреча со Шрилой Гуру Махараджем.

После этого я каждый день приходил в Матх. Гуру Махарадж давал утренние лекции. Даршаны продолжались до 9 часов. Я чувствовал, что мне очень нравится находиться там, и все сильнее хотел остаться. Но так как я тайком ушел из дома,  мои родители ничего обо мне не знали. Поэтому я решил сначала приехать к ним и сообщить о своем решении остаться в этом Матхе.

Когда Гуру Махарадж увидел, что я собираюсь домой, он  сказал: «Нет, нет, ты должен остаться. Не уезжай». Но я ответил: «Гуру Махарадж, я должен идти». Он произнес: «Это майя, иллюзия». Я пообещал ему: «Я сообщу родителям и вернусь».

Хотя Гуру Махарадж изо всех сил пытался меня удержать, я подумал: «Нет, я все-таки должен вернуться к родителям и поставить их в известность о моем решении». Я сказал: «Я обязательно вернусь через 5 дней».

Когда я приехал, я увидел, как плачет моя мать и расстраивается отец. Так я остался с ними. И тогда в моей жизни произошло чудо. Через 6 месяцев я вернулся в Матх. Мои близкие были вайшнавами, но они принадлежали к другой традиции. Они так же поклонялись Радхе и Кришне и Чайтанье Махапрабху, но не следовали Шриле Сарасвати Тхакуру и Гаудия Матху. Мне очень нравилось, когда преданные из Гаудия Матха приходили в нашу деревню. Мои родители были недовольны этим, и по традиции, я должен был принять нашего семейного гуру. Но мое сердце принадлежало Гаудия Матху и Шриле Гуру Махараджу. Поэтому я написал письмо Гуру Махараджу и спросил его, что я должен делать, описав проблему.

Однажды вечером я почувствовал очень глубокую тоску и  желание уйти из дома. У нас в доме был небольшой храм, где мы поклонялись Божествам. Во время службы я стал молиться Господу: «Господь, что мне делать? Я больше не могу здесь находиться!» Потом я пошел спать, а ночью мне приснился сон. Я  был уверен, что должен вернуться к Гуру Махараджу,  но все-таки у меня была привязанность к моему семейному гуру и моим родителям. Во сне я увидел храм в нашем Шри чайтанья Сарасват Матхе и Шрилу Гуру Махараджа, который писал мне письмо. «Приезжай обязательно» – было написано в этом письме.

После этого я почувствовал полную уверенность в том, что вернусь в Матх.  Приехав туда, я сказал Гуру Махараджу: «Я вернулся, и теперь останусь здесь». Он ответил: «Хорошо, оставайся», и дал мне служение. Тогда мы печатали книги еще старым способом, и я стал работать на таком печатном станке.Это было прекрасное время – его последние игры (Антья-лила). Приходили западные преданные, и Шрила Шридхар Махарадж безо всяких условий раздавал свою милость. Он постоянно говорил Хари-катху.

Хотя Шрила Гуру Махарадж все время давал Хари-катху, мы были так заняты служением, что не всегда имели возможность послушать его. Чаще всего приходили новые люди, и Шрила Гуру Махарадж беседовал с ними, а мы подсаживались и слушали. Так я провел в Матхе два года, после чего Гуру Махарадж отправил меня в Калькутту. Какой-то человек пожертвовал землю и дом в Калькутте, и когда я туда приехал, отделение Матха только-только открылось. Я начал заниматься  служением там. Те два года, которые я провел рядом со Шрилой Гуру Махараджем, имеют для меня очень большое значение. Вы очень удачливы, потому что имеете возможность смотреть видеозаписи Шрилы Гуру Махараджа и слушать его Хари-катху.

Милость Кришны.

Когда Шрила Свами Махарадж начал организовывать свое движение, никто в Индии его не поддержал. Но по воле Господа Кришны он отправился на Запад, и после многих помех ему удалось основать ИСККОН. А как приходит милость Кришны, я не знаю. Она нисходит, и мы должны стремиться обрести эту милость. Если мы пытаемся что-то делать, Кришна помогает нам.

Утром я цитировал шлоку из «Бхагавад-гиты», где говорится, что Кришна дает нам разум, а иначе как бы мы могли оказаться здесь? Я недавно смотрел видеозапись Шрилы Гуру Махараджа и был поражен масштабом распространения Сознания Кришны в России. Это очень хорошо. Вы тоже очень удачливы, помогая этому, ибо одному человеку такое не под силу – это санкиртана, которую дал Шри Чайтанья Махапрабху. Если у меня есть много друзей, которые заботятся обо мне, я не смогу  совершить какую-то ошибку, сделать что-то не так. Мы не можем в одиночестве воспевать Харинаму. Такой уединенный бхаджан возможен для тех, кто находится на очень высоком уровне. Но если мы будем продолжать совместные усилия, это принесет нам большое благо.

У каждого из вас есть какие-то похожие воспоминания о встрече с гуру. Быть может, вы сумеете издавать ежемесячный журнал или газету, где будут помещаться  интервью с преданными. Каждые две недели  ИСККОН издает такую газету в Майяпуре. Мне нравится читать статьи преданных, где рассказывается о том, как они присоединились к движению Сознания Кришны, и что они тогда чувствовали. Хотя я жил в деревне и не был в ИСККОНе, я почувствовал большое вдохновение после прочтения статьи Бхувананды Прабху. Я был очень удивлен, как западный человек приехал в Индию и стал делать то же, что и мы. Я так же видел его фотографию – он был в вайшнавской одежде и побрит. 

Каждый преданный может что-то сказать об этом, и то, что мы пришли к Сознанию Кришны, не является обычным делом. Приняв Сознание Кришны, вы можете пытаться служить этому и понять это. Многие из тех, кто получив посвящение, не следуют правильному процессу, не имеют подобных ощущений. Милость происходит из нашего искреннего стремления служить. В то же время мы говорим о беспричинной милости. «Беспричинная» означает: то, что я делаю, ничего из себя не представляет, но милость все равно приходит ко мне. На самом деле, Господь так велик, что может существовать и без нашего служения. Но, несмотря на это, Он одаривает нас, Своей  милостью, и поэтому она считается беспричинной.

Господь Нитьянанда и наша гуру-варга, видя наше небольшое служение, очень счастливы. Я чувствую, что я ничего из себя не представляю, но когда я вижу, что преданные довольны, мне хорошо. Я постоянно думаю о Втором стихе «Шикшаштаки» – там описано мое положение. Шрила Бхактивинод Тхакур перевел эту шлоку, где говорится:

этадриши тава крипа бхагаван мамапи
дурдаивам идришам ихаджани нанурагах

«О Господь, по Своей беспричинной милости Ты низошел в образе божественного звука, однако, на свою беду, во мне нет любви к Твоему имени».

Я просто ожидаю того дня, когда я что-то обрету. И в то же время, мы не должны пренебрегать своим духовным учителем. Я незначительная личность, но мой Гуру – велик, и он обладает всем. Я горжусь своим Гуру. Духовный учитель обретается по милости Кришны, и мы очень удачливы, что обрели такого Гуру. Когда духовный брат Шрилы Шридхара Махараджа спросил одну преданную о том, как идут дела в Матхе, она ответила: «Посмотрите на меня – ну кто я такая? А в комнате наших Божеств сама Лакшмидеви подметает пол». Она видела это. Когда Шриле Шридхару Махараджу рассказали об этом разговоре, он сказал той преданной: «Очень хорошо, что ты упомянула Лакшмидеви, а не Шримати Радхарани, потому что Лакшмидеви всегда стремится совершать служение Господу Кришне и Его Возлюбленной».

Здесь тоже живет Шрила Шридхар Махарадж, как и в Навадвипе. Я горжусь своим великим Гурудевом. Вам тоже очень повезло.
Я считаю Навадвипу своим домом. Калькутта – это место, где я пытаюсь служить, а Навадвипа – это мой дом, где я храню свою данду (посох). Я постоянно езжу туда. У меня есть служение в Калькутте, но мое сердце все время находится в Навадвипе.

Вопрос:

Правда ли то, что место, где находится храм Шри Чайтанья Сарасват Матха в Навадвипе, называется апарадха-бханджан-пат – место, где прощаются все оскорбления?

Шрила Гуру Махарадж* избрал в Навадвипе место, где прощаются  все оскорбления – апарадха-бханджан-пат. Оно называется Коладвипа, и Шрила Шридхар Махарадж специально выбрал его для нашего храма. После пятилетнего пребывания в Джаганнатх Пури, Господь Чайтанья пришел в Навадвипу, которая находилась тогда на западном берегу Ганги. А на противоположном берегу был дом Видьявачаспати, брата Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Шри Чайтанья, уже принявший к тому времени санньясу, собрал в этом доме всех преданных и дал им прощение за апарадхи, которые они совершили. Поэтому это место называется Колaдвипа – место, где прощаются все оскорбления.

Я знаю, что я очень падшая душа и совершил много апарадх, поэтому мысленно я  постоянно нахожусь там, в надежде, что Господь простит мои оскорбления. Шрила Гуру Махарадж обладал таким смирением, что говорил: «Я выбрал это место потому, что здесь простятся и мои оскорбления».Писания называют Коладвипу «Вараха Кшетра» – место, где Господь явил Себя в образе вепря. Здесь произошло одно удивительное событие. Однажды некий брахман принес Шриле Гуру Махараджу Шалаграмм-шилу. Ранее это Божество находилось в разных Матхах, но преданные, служившие Ему, ощущали какое-то беспокойство. Брахман так же чувствовал нечто подобное, и поэтому он решил отдать Шалаграмм Шриле Гуру Махараджу. 

На каждом Шалаграмме существуют особые знаки, по которым можно определить Его имя. Это описывается в «Хари-бхакти-виласе». Когда Шрила Гуру Махарадж рассмотрел Шалаграмм, он понял, что это Варахадев. Так, Варахадев пришел в Свою истинную обитель – Коладвипу. Шрила Гуру Махарадж сказал, что нужно очень строго придерживаться стандартов поклонения Божеству, иначе могут возникнуть серьезные проблемы. Каждый день, в нашем Матхе готовится специальный вкусный сладкий рис для удовольствия Господа Варахадевы. Таковы игры Гуру Махараджа.

Когда я впервые пришлел в Матх, все было гораздо проще – не было таких больших зданий. Я встретил тогда Шрипада Бхакти Кусум Ашрама Махараджа, и он сказал мне, что в этой простой обстановке живут очень возвышенные концепции. Хотя Шрила Гуру Махарадж был великой личностью, он жил очень простой жизнью и лично заботился обо всех преданных. Это очень привлекло меня.

Когда отмечался День Явления какого-нибудь великого преданного, например, Шрилы Рупы Госвами, Шрила Гуру Махарадж заботился о том, чтобы приготовили блюда, которые этот вайшнав любил. Гуру Махарадж испытывал большую симпатию к западным преданным. Когда до него доходили жалобы, что сабджи (овощи) слишком остры, он пробовал их сам, хотя для его желудка это было вредно. И если это было действительно так, он наказывал повара, говоря: «Сегодня ты постишься весь день». Если это происходило на экадаши, то провинившемуся повару нужно было соблюдать полный пост. Таким образом, тот получал большое благо, так как полный пост в этот святой день очень благоприятен.

Его игры были очень сладостны… В одно и то же время он был мягким и достаточно жестким человеком. Он мог гневаться как лев за какую-то ошибку, но его сердце было полно любви. Я помню, что когда я впервые пришел в Матх, я очень скучал по своему дому и особенно, по своей матери. Разлука с отцом была не так страшна для меня, но вот с матерью… Я все время представлял, как она плачет. Поэтому я сказал одному своему духовному брату о своем намерении посетить родную деревню. Но когда я пришел к Шриле Гуру Махараджу и попросил его отпустить меня ненадолго, он сказал мне такие слова, что я остался, и 16 лет не ездил к матери. Она приходила ко мне. Такой любовью он обладал.

суджанарвуда-радхита-пада-йугам
йуга-дхарма-дхурандхара-патра-варам
варадабхайа-дайака-пуджйа-падам
пранамами сада прабхупада-падам

Как он сам написал в этом бхаджане, посвященном Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру: его любовь была сильнее, чем любовь отца и матери. Шрила Гуру Махарадж был точно таким же. Я очень счастлив видеть вас всех. Если вы сможете продолжать служение Гурудеву, это принесет вам огромное благо.